В нашем дошкольном учреждении функционирует лицензированный медицинский кабинет:
Медицинское обслуживание осуществляют старшие медицинские сестры
Сергеенкова Ольга Анатольевна
Супрун Валентина Ивановна
.
Медицинский кабинет представлен следующим набором помещений:
- кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медицинской сестры);
- процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов).
Медицинский кабинет оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Во всех группах имеются листы здоровья с рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.
Медико - педагогический контроль питания в ДОУ
Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей
Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста
Рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в ДО
Рекомендуемоераппределение калорийности между приёмами пищи
Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в ДОО
Положение о медицинском обслуживании
Поговорим о питании дошкольников
Советы родителям
Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.
Чем кормить детей дома?
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого "организованного" ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.
Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!
Несколько слов об аппетите
Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик – ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.
Почему важно не спешить во время еды?
Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.
Почему надо избегать перекармливания?
Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.
Рацион дошкольника: рекомендации родителям
Принципы детского питания
В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.
Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.
Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.
Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:
· адекватная энергетическая ценность,
· сбалансированность пищевых факторов,
· соблюдение режима питания.
На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.
Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.
Можно и нельзя
Источником белка ? строительного материала для быстро растущего организма ? являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.
Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам ? они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.
Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно ? жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.
Соблюдаем режим
Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.
Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.
Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов ? на обед, 15 процентов ? на полдник и 20 процентов ? на ужин.
Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.
Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно.
Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.
Желания и безопасность
Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.
Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.
А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.
Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами ? этим можно добиться только полного отвращения.
Лечебно - профилактические мероприятия проводимые
в МДОУ - д/с№16 г.Маркса
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Возрастные группы |
Периодичность |
Ответственный |
1 |
Подготовительный период |
1.1 |
Витаминотерапия -
Поливитамины 1 дражже в день |
Все группы |
01-14 ноября
01-14 марта |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
1.2 |
Лекарственная терапия –
Глюконат кальция 0,5 – 1раз в день |
Все группы |
01-14 ноября
01-14 марта |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
1.3 |
Адаптогены –
Экстракт элеутэрококка |
Все группы |
01-14 сентября
01-14 марта |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
1.4 |
Траволечение -
Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная) |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед. сестра, , воспитатели |
1.5 |
Точечный массаж (самомассаж) – по схеме |
Все группы |
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
1.6 |
Натуропатия – сезонное питание, дыхательная гимнастика |
Все группы |
01-14 сентября
01-14 октября |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
1.7 |
Иммунизация противогриппозной вакциной «Гриппол» |
Все группы |
01 – 25 октября - 1 раз в год |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
2. |
Период повышенной заболеваемости |
2.1 |
Лекарственная терапия – оксолиновая мазь в нос, полоскание морской солью |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
2.2 |
Физиолечение - ингаляции с аскорбиновой кислотой |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
2.3 |
Фитолечение - травяные чаи (мятный, липовый, шиповниковый, лимонный) |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
2.4 |
Точечный массаж (самомассаж) – по схеме |
Все группы |
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
2.5 |
Натуропатия - чесночные бусы, луковый салат |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели, повара |
2.6 |
Адаптогены - иммунал, арбидол |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
2.7 |
Санэпидрежим - соблюдение графика проветривания, влажной уборки, дезинфекции, кварцевания |
Все группы |
01-10 ноября
01-10 декабря
01-10 января
01-10 февраля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели, младшие воспитатели |
3. |
Период реабилитации и профилактики распространения гриппа и ОРВИ |
3.1 |
Адаптогены – шиповник |
Все группы |
20-29 февраля
21-31 марта |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
3.2 |
Траволечение - травяные чаи (мятный, липовый, шиповниковый, лимонный) |
Все группы |
20-29 февраля
21-31 марта |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
3.3 |
Массаж грудной клетки – по схеме |
Все группы |
20-29 февраля
21-31 марта |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели
|
4. |
Период гриппа |
4.1 |
Адаптогены – настой женьшеня |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
4.2 |
Физиолечение - ингаляции с аскорбиновой кислотой |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
4.3 |
Лекарственная терапия –
Глюконат кальция 0,5 – 1раз в день |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
4.4 |
Натуропатия - чесночные бусы, луковый салат.дыхательная гимнастика |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
4.5 |
Фитолечение - травяные чаи (мятный, липовый, шиповниковый, лимонный) |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
4.6 |
Массаж грудной клетки – по схеме |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
4.7 |
Санэпидрежим - соблюдение графика проветривания, влажной уборки, дезинфекции, кварцевания |
Все группы |
01-10 марта
01-10 апреля |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
5. |
Период реабилитации и подготовки к новому повышению заболеваемости |
5.1 |
Адаптогены –
Экстракт элеутэрококка |
Все группы |
10-20 апреля
01-10 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
5.2 |
Витаминотерапия -
Поливитамины 1 дражже в день |
Все группы |
10-20 апреля
01-10 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
5.3 |
Лекарственная терапия –
Глюконат кальция 0,5 – 1раз в день |
Все группы |
10-20 апреля
01-10 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
5.4 |
Натуропатия – сезонное питание, дыхательная гимнастика |
Все группы |
10-20 апреля
01-10 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
5.5 |
Траволечение -
Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная) |
Все группы |
10-20 апреля
01-10 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
5.6 |
Массаж грудной клетки – по схеме |
Все группы |
10-20 апреля
01-10 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6. |
Период повышения заболеваемости |
6.1 |
Адаптогены – настой женьшеня |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6.2 |
Физиолечение - ингаляции с аскорбиновой кислотой |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6.3 |
Лекарственная терапия –
Глюконат кальция 0,5 – 1раз в день |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6.4 |
Натуропатия - чесночные бусы, луковый салат.дыхательная гимнастика |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6.5 |
Фитолечение - травяные чаи (мятный, липовый, шиповниковый, лимонный) |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6.6 |
Массаж грудной клетки – по схеме |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
6.7 |
Санэпидрежим - соблюдение графика проветривания, влажной уборки, дезинфекции, кварцевания |
Все группы |
11-31 мая |
участковый педиатр ст. мед.сестра, |
7. |
Период летней оздоровительной работы |
7.1 |
Использование естественных сил природы |
Все группы |
01 июля – 31 августа |
участковый педиатр ст. мед.сестра, воспитатели |
Нетрадиционны методы оздоровления |
1. |
Музыкотерапия |
Все группы |
2 раза в день |
Воспитатели групп |
1.1 |
Ароматерапия В.Г. Лавреновой |
По рекомендации врача |
ежедневно |
Старшая мед.сестра |
1.2 |
Релаксация |
Вновь пришедшие дети с целью коррекции |
В период адаптации и по показаниям |
Психолог |
1.3 |
Массажи И. В. Блыскина |
Все группы |
2 раза в неделю |
Воспитатели |
|
Чупаха И.В. «Гимнастика мозга» |
Все группы |
Физминутки |
Воспитатели |
|
Гимнастика Хатха-йога
|
Все группы |
Бодрящая гимнастика после сна |
Воспитатели |
|
ВокалотерапияС.В.Шушарджана
|
Все группы |
На музыкальных занятиях |
Музыканты |
|
Кляксография
|
Все группы |
На занятиях психолога |
Психолог |
|
Арттерапия |
Все группы |
На занятиях психолога |
Психолог |
1. |
Закаливание |
1.1 |
Воздушные ванны (контрастные) |
Все группы |
после сна |
Воспитатели |
1.2 |
Сухое растирание кожи |
Все группы |
после сна |
Воспитатели |
1.3 |
Ходьба босиком |
Все группы |
после сна/ физкультурные занятия |
Воспитатели |
1.4 |
Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой |
Все группы |
Несколько раз в день |
Воспитатели |